Десниця Святителя Димитрія, митрополита Ростовського
В Архангело-Михайловском храме села Полонки, что на Прилуччине, находится ковчег с десницей святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Жизнь и труды святителя неотъемлемо связаны с Черниговщиной, где он провел 25 лет своей жизни в неустанных трудах и молитве. По молитвам святителя Димитрия Господь благословил пребывание этой великой святыни на Черниговской земле.
Настоятель Киевского Кирилловского монастыря игумен Мелетий (Дзик) ходатайствовал о посвящении в иеромонаха насельника своей обители иеродиакона Димитрия, которого любил, как сына. На то время Димитрий был знаком архиепископу Черниговскому Лазарю Барановичу, блюстителю Киевской митрополии. Владыка вызвал Димитрия, достигшего двадцатипятилетнего возраста, в Густынский Троицкий монастырь, где сам находился по случаю освящения храма, и там рукоположил его в иеромонаха; это было в 1675 году. Узнав же ближе внутреннее достоинство новопоставленного, взял его с собою в епархию, где имел нужду в проповедниках слова Божия и состязателях с латинами, которые усиливались подавить Православие в южной России. Больше двух лет иеромонах Димитрий проповедовал Слово Божие в Черниговском кафедральном соборе и других храмах епархии. С 1679 г. он поселился в Батуринском Купицком Николаевском монастыре, где проводил время в молитве, а в праздничные дни проповедовал в Батурине. В 1681 г. иеромонах Димитрий был назначен игуменом Максаковского монастыря, а 1 марта 1682 года перемещен на должность игумена Батуринского Крупицкого Николаевского монастыря. Но на другой же год своего игуменства в Батурине, в день своего Ангела, 26 октября 1683 года, он сложил с себя управление обителью, оставшись в ней простым иноком, так как жаждал тихого и безмолвного жития, чтобы беспрепятственно предаться богомыслию, молитве и другим богоугодным занятиям. Именно в Батуринской обители будущий святитель был призван к великому делу составления Миней-Четьих, которыми он принес величайшую пользу всему народу русскому. Там же написал свою книгу «Руно орошенное» о чудотворной Ильинской иконе Божией Матери. В 1686 г. св. Димитрий, уступив настоятельным просьбам, опять принимает на себя управление Николаевской Крупицкой обителью, но вскоре снова отказавается от этой должности и в уединенной келлии продолжает совершать свой великий труд. В 1697 г. после недолгого пребывания настоятелем Киевского Кириллова монастыря и Глуховского Петропавловского, св. Димитрий был посвящен в сан архимандрита Елецкого Успенского монастыря г. Чернигова, а в 1699 г. переведен настоятелем в Новгород – Северский Спасо-Преображенский монастырь. Это был последний монастырь, которым он управлял. В 1700 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля совершилась его архиерейская хиротония с назначением на Сибирскую кафедру в г. Тобольск. Но ввиду слабого здоровья 4 января 1702 года святитель Димитрий получил новое назначение – в г. Ростов, где завершил свои земные труды.
При открытии мощей святителя 21 сентября 1752 г. его десная рука была оторвана крышкой гроба и хранилась отдельно от мощей святого в серебряном ковчеге в ризнице Спасо-Яковлевского монастыря г. Ростова. Незадолго перед революцией, по ходатайству епископа Черниговского и Нежинского Антония (Соколова), с разрешения Ярославского архиепископа Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси и епископа Угличского Иосифа (Петровых) – настоятеля Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, викарного архиерея Ярославской епархии, святыня была передана в Чернигов для поклонения.
По прибытии десницы святителя Димитрия на Черниговскую землю, ковчег со святыней некоторое время находился в Спасо-Преображенском соборе, а затем в Елецком монастыре г. Чернигова. Во время закрытия монастыря в 1920 г. драгоценный ковчег был изъят вместе с другими ценностями большевистской властью, но святыню чудом удалось спасти. Некоторое время она была на сохранении у священника Иоанна Смоличева. Когда в 1930 г. отца Иоанна арестовали, мощи остались у его жены Александры, впоследствии монахини Агнии. После ареста и ссылки мужа, опасаясь, что и она может подвергнуться такой же участи, матушка Агния передала святыню известной в то время в Чернигове ученой и глубоко верующей семье Флёровых. Длительное время святыня находилась как бы под спудом.
Последняя хранительница святых мощей Вера Аркадьевна Флёрова после смерти своего мужа стала беспокоиться, как ей возвратить святыню в Церковь. В 1997
году, в день памяти преподобного Лаврентия Черниговского, Вера Аркадьевна особенно молилась в Троицком соборе Чернигова у мощей преподобного, испрашивая помощи в определении места для передачи святыни. Следует заметить, что преп. Лаврентий Черниговский знал о том, кто и где хранит мощи, и сам опекал их сохранность: давал благословение на их перенесение через линию фронта во время Великой Отечественной войны и подсказывал семье, как правильно и где нужно сохранять святыню в доме.
3-го октября по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония (+2003) от мощей были отделены несколько частиц, одна из которых передана в Елецкий женский монастырь. Сама десница святителя Димитрия заняла достойное место для поклонения в Архангело-Михайловском храме села Полонки Прилукского района.