Преосвященний Стефан (Проценко), митрополит Харківський і Богодухівський (†1960)

Преосвященний Стефан (Проценко), митрополит Харківський і Богодухівський (†1960)В декабре 2009 года с сотрудниками Церковно-исторического музея Харьковской епархии связались родственники приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Стефана (Проценко; † 1960), проживающие в Кировограде – Наталья Мищенко и Людмила Гордиенко, выразившие желание приехать в Харьков, поклониться могиле почившего святителя и побывать в храмах того города, где жил и трудился в проповеди правды Божией для спасения людей один из выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви первых послевоенных десятилетий минувшего XX века.

Митрополит Стефан (в миру – Степан Максимович Проценко) родился 2 (по ст.ст.) августа (день перенесения из Иерусалима в Константинополь мощей святого апостола от семидесяти, архидиакона и первомученика Стефана (около 428 года)) 1889 года в селе Палеевке Ямпольского уезда на Черниговщине (ныне Сумская область) в семье сельского учителя. «Моя родная прабабушка, Варвара, – рассказывает Наталья Мищенко, – старшая сестра владыки Стефана. Еще в семье Проценко были самый старший сын Евмений и младшие дочь и сын: Степанида (позднее она жила в Харькове и несла послушание в Архиерейском доме, владыка был крёстным отцом её дочери Марии) и Федот (после получения юридического образования и окончания аспирантуры он работал прокурором в Москве, и, к сожалению, хоть и был самым младшим в семье, первым ушёл из жизни)». Уже в раннем детстве будущий владыка знал наизусть первоначальные молитвы, тропарь и кондак праздника Рождества Христова (Архиепископ Стефан. Праздник Рождества Христова на Украине //Журнал Московской Патриархии. – 1945. – №1. – С.26).

Прослушав три курса Киевской Духовной академии, Степан Проценко в 1918 году поступил в Нежинский историко-филологический институт, который закончил в 1922 году по историческому отделению (в некоторых изданиях встречаются указания, что до поступления в Духовную академию будущий митрополит окончил Агрономический институт (Протоиерей Владимир Швец, Куделко С., Павлова О. Стефан (Стефан Максимович Проценко) [ – архиепископ Харьковский и Богодуховский с 5 июня 1945г. (митрополит с 12 февраля 1959г.) по 8 октября 1960г.] // Архипастыри Харьковской епархии (1799-1999). – Х.,1999. – С.91)).

«Позднее владыка, короткое время поработавший учителем, признавался, – вспоминает Наталья Мищенко, – что педагогическое поприще не его призвание. Но любовь к детям, присущую митрополиту Стефану, подтверждают воспоминания покойного старшего брата моей мамы, Андрея. Он доводился владыке внучатым племянником, и в один из приездов в Харьков получил необыкновенный для мальчишки того времени подарок: велосипед и командирские часы. Когда Андрей подрос, владыка дал ему две старинные монеты из золота и серебра. Одна из них, вместе с нательным крестиком, также подаренным митрополитом Стефаном, бережно хранится как фамильная ценность нашей семьи».

5 марта 1922 года Степан Проценко рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви села Носовки Черниговской области. Благодать хиротонии во пресвитера отец Стефан восприял от святительских рук епископа (с 1923 года – архиепископ) Пахомия (Кедрова; † 1937), архипастыря бессребренника, аскета, смиренномудрого молитвенника, человека разносторонних интересов, богато наделённого от Господа (обладая феноменальной памятью, владыка напамять декламировал поэму Александра Блока «Двенадцать»). Вскоре епископ Пахомий совершил монашеский постриг отца Стефана, а 24 ноября 1922 года возвёл его в сан архимандрита. Промыслительно, что архиерейскую хиротонию самого владыки Пахомия, святительской десницей которого было положено начало пастырского служения будущего Харьковского митрополита, в 1911 году совершил в Почаевской Лавре архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий; † 1936), с 1914 по 1918 годы – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Первые годы архипастырского делания епископа Новгород-Северского Пахомия, викария Черниговской епархии проходили под водительством священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского, с 1909 по 1911 годы – епископа Сумского, викария Харьковской епархии.

26 августа/ 8 сентября 1926 года митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским; † 1944), заместителем Патриаршего Местоблюстителя (впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси) в Нижнем Новгороде архимандрит Стефан (Проценко) хиротонисан во епископа Козелецкого (Козельщанского), викария Черниговской епархии.

«В истории Русской Православной Церкви, – отмечает один из современных отечественных исследователей, – вероятно, не было более тяжелого периода, чем 20 – 30-е годы XX века…Это время самых яростных гонений на неё извне, по своей ожесточённости ничуть не уступающих гонениям первых веков христианства» (Иерей Александр Мазырин. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах. – М., 2006. – С.9). Подтверждением этих слов служит тот, факт, что кафедральным собором епископа Козелецкого Стефана оставался Свято-Троицкий храм села (!) Носовки. В 1934 году преосвященный Стефан назначен епископом Черниговским и Носовским.

С 1930 года началось массовое закрытие и разрушение православных храмов: за 1933 – 1936 годы количество храмов Черниговской епархии вследствие гонений уменьшилось с 300 до 48. После закрытия Троицкого собора в 1936 году владыка Стефан вместе с председателем церковного совета ездил в Киев на приём в Центральный исполнительный комитет УССР с ходатайством об открытии собора, но просьба была отклонена. 23 июля 1936 года епископ Стефан был арестован и 2 июня 1937 года, без ссылки на статью закона, особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам заключения по обвинению в руководстве нелегально существующей контрреволюционной организацией церковников и проведении активных антисоветских действий. Отбывал наказание в Красноярском исправтрудлагере, откуда освобожден 15 мая 1942 года, пробыв в заключении пять лет и десять месяцев (заключением заместителя прокурора Черниговской области от 8 августа 1989 года Проценко Стефан Максимович реабилитирован на основании статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года ( Священник Михаил Матвеенко. Памяти архипастыря-исповедника митрополита Стефана // Харьковские епархиальные ведомости. – январь 2001. – №1(80). – С.5)). В 1942 году, в сане архиепископа, перемещён на Уфимскую кафедру. В сентябре 1943 года участвовал в Соборе русских архиереев, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский, Патриарший Местоблюститель.

С 24 мая (Протодиакон Александр Киреев. Митрополит Стефан (в миру Стефан Максимович Проценко) // Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943 – 2002 годах. – М., 2002. – С.189) (25 августа) (Стефан (Проценко Стефан Максимович) [ (2.09.1889 – 6.10.1960) – митрополит] // Православная энциклопедия Харьковщины. – Х., 2009. – С.463). 1944 года – архиепископ Полтавский и Кременчугский. 22 февраля 1945 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I «во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности» награждён правом ношения креста на клобуке (Награждения по Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. – 1945. – №3. – С.9). 5 июня 1945 года архиепископ Стефан перемещён, после многолетнего отсутствия правящего архиерея, на Харьковскую кафедру (Хроника // Журнал Московской Патриархии. – 1945. – №7. – С.10): «для верующих харьковчан это был двойной праздник: вся страна в эти дни праздновала великую победу нашего народа, которую милостию Божией одержал он в Великой Отечественной войне. Храмы на Харьковщине были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких в годы войны. В церкви эти страдалицы искали и находили утешение» (Протоиерей Михаил Скорик. История Харьковской епархии (30-е – середина 60-х годов XXв.) // Віра і розум. – 2001. – №2. – С.263).

Ревностный архипастырь много заботился о вверенной ему епархии: отстаивал соблюдение церковных традиций благочестия в жизни духовенства (об этом свидетельствует обращение владыки к священнослужителям епархии, в 1947 году опубликованное в «Журнале Московской Патриархии» под названием «Памятка священнослужителя» – замечательный образец пастырского богословия и один из первых опытов того предметного направления, которое в 1960-х годах известный профессор-протоиерей Алексий Остапов ( † 1975) сформулирует как «пастырскую этику»), рукополагал достойных кандидатов в священный сан. Вразумляя бесчинных, принимал через покаяние в церковное общение прежде уклонившихся в раскол. Нелегкая стезя врачевания последствий множества расколов и нестроений, которые были трагической отметиной периода 1920-х – первой половины 1940-х годов – одна из сторон архипастырского делания высокопреосвященного архиепископа Стефана.

В 1947 году владыка награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.» (Из жизни наших епархий // Журнал Московской Патриархии. – 1945. – №9. – С.62).

«Но не всё так гладко и мирно в управлении епархией начиналось у архиепископа Стефана, – писал протоиерей Михаил Скорик. – На следующий год после назначения на Харьковскую кафедру Облисполком, проигнорировав просьбу верующих, своим решением от 15 февраля 1946г. отобрал все здания Покровского монастыря и передал их Краеведческому музею. Ходатайства архиепископа Стефана, адресованные Патриарху Алексию и другим инстанциям, не дали положительного результата» (Протоиерей Михаил Скорик. История Харьковской епархии…). Уже в первые послевоенные годы число православных монастырей Русской Церкви постепенно сократилось со 101 (общая численность в 1945 году) до 85 (на 1 января 1948 года). На протяжении десятилетий положение Церкви было таким, что голос духовенства и мирян выслушать не было возможности – созданный 14 сентября 1943 года Совет по делам Русской Православной Церкви осуществлял функцию неограниченного жёсткого контроля над церковной жизнью. (Священник Сергий Гордун. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. – 19993. – №1. – С.40,43).

В 1948 году Харьков с первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. На молитвенную память Первоиерарху Русской Православной Церкви архиепископ Харьковский и Богодуховский вручил две панагии и крест из кипарисового дерева тонкой художественной работы и святую Озерянскую икону Божией Матери – Небесную Покровительницу богохранимой Слобожанской земли (Протоиерей Евгений Садовский. Посещение города Харькова Святейшим Патриархом Алексием (14 – 17 мая 1948 г.) // Журнал Московской Патриархии. – 1948. – №7. – С.12-15). Во время своего визита Патриарх Алексий разрешил вопрос о почитании в лике местночтимых святых архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича). Ещё до своего до своего посещения Харькова Святейший Патриарх благословил владыке Стефану перенести мощи святителя Мелетия в Свято-Благовещенский собор из Свято-Трёхсвятительского храма, где они пребывали с 1935 года. В том же году «Журнал Московской Патриархии» опубликовал статью архиепископа Стефана «Харьковский Святитель Мелетий Леонтович», посвящённую Небесному покровителю и заступнику Харьковщины, народное почитание которого, как праведника Божия, началось вскоре же после его блаженной кончины. В 1978 году стараниями и заботами приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова; † 1978) и архиепископа (ныне – митрополит) Харьковского и Богодуховского Никодима, преодолевших немалые трудности, святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский, был канонизирован, и его имя внесено во всероссийские святцы

Секретарь митрополита Стефана протоиерей Евгений Садовский отмечал: «Архипастырь никогда не оставлял без богослужения ни одного воскресного и праздничного дня, как в приходских церквах Харькова и его окрестностей, так и в кафедральном Благовещенском соборе, благоукрашению которого он уделял очень много забот и внимания, благодаря чему храм приведён в блестящее состояние. Но что особенно ценно было в почившем архипастыре, что делало его таким близким и дорогим для верующих, – так это любовь и отзывчивость: никто из посетителей не уходил от него, не получив утешения, и молва о нём как «благостном владыке» далеко не ограничивалась пределами Харьковской епархии».

В 1950 году по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Стефана началась реставрация Свято-Благовещенского собора города Харькова, о котором сам владыка отзывался так: «Собор производит весьма сильное впечатление, прежде всего, величественностью, монументальностью и вместе с тем лёгкостью архитектурных форм» (Архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан. Благовещенский кафедральный собор в Харькове // Журнал Московской Патриархии. – 1956. – №5. – С.9). После восстановительных работ владыкой был освящен нижний храм собора в честь святого архидиакона и первомученика Стефана (в годы управления Харьковской епархией (1914-1918) митрополита Антония (Храповицкого) освящённый в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского). В том же 1950 году архиепископ Стефан выступил в Москве на Всесоюзной конференции защитников мира, в своём патриотическом служении осознавая необходимость сохранения мира, как заповеданного Богом блага, священного памятования о сложивших свои головы за Отечество в исполнении Христовой заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).

Торжественно отмечавшиеся верующими чадами епархии 25-летие святительского служения высокопреосвященного архиепископа Стефана (приуроченное в 1951 году, всвязи с отъездом владыки для лечения на Кавказ, к дню тезоименитства), (Протоиерей Евгений Садовский. Из Харьковской епархии. Церковное торжество // Журнал Московской Патриархии. – 1951. – №12. – С.63), и 30-летний юбилей епископского служения, отмеченный торжественным богослужением в Благовещенском кафедральном соборе (Праздники в епархиях // Журнал Московской Патриархии. – 1956. – №12. – С.14) наглядно продемонстрировали глубину любви и уважения к харьковскому иерарху.

«Как помнят и рассказывают очевидцы, – писал протоиерей Алексий Кобзев. – в день своего Ангела владыка непременно всех благословлял и неизменно дарил бублики, которым были чрезвычайно рады» (Протоиерей Алексий Кобзев. История Харьковской епархии в 1960-90-х годах // 200 років Харківської єпархії Української Православної Церкви: матеріали наук.- практ. конференції 27 травня 1999 р. – Х., 1999. – С.15). Эта традиция, вероятно, была связана с детскими воспоминаниями владыки. «Малыши на второй день Пасхи рано утром гурьбой бегут из хаты в хату: «Христос Воскресе! Будьте здоровеньки, поздравляем с праздником!» – им дарят бублики (баранки), а родственники и близкие соседи дарят крашенки. Большое удовольствие христосовальнику обвешать себя с шеи до ног и хвалиться друг перед другом, у кого больше. Эти бублики, вернее бублички, небольшие, хорошо выпеченные, есть собственность христосовальников. Целые пасхальные святки они играют на эти бублики, катают их по земле, по зелени, и к концу пасхальной недели трудно бывает различить, из какого теста сделаны эти бублики, но их не выбрасывают: хозяева их тщательно вымывают и с аппетитом кушают, угощая друг друга» – так он описывал празднование Светлого Христова Воскресения в родной Палеевке (Архиепископ Стефан. Пасха Христова на Украине // Журнал Московской Патриархии. – 1946. – №4. – С.60).

О величии духовного единства во Христе, красоте и святости канонического единомыслия, о исполнении апостольского завета «Братолюбие между вами да пребывает» (Евр.13,1) свидетельствуют дружественные связи митрополита с иерархами Грузинской Православной Церкви. В экспозиции Церковно-исторического музея Харьковской епархии хранится фотоснимок, на котором владыка Стефан во время речной прогулки на пароходе «Доронин» по каналу имени Москвы, организованной для участников торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви в июле 1948 года, сидит рядом с 82-летним Святейшим и Блаженнейшим Католикосом – Патриархом всей Грузии Каллистратом (Цинцадзе; † 1952). В 1952 году в Сионском соборе архиепископ Стефан вместе со святителем Лукой исповедником, архиепископом Симферопольским и Крымским и митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем; † 1961) участвовал в погребении блаженнопочившего духовного отца Грузии, для «Журнала Московской Патриархии» написал статью о новоизбранном Святейшим Католикосом – Патриархом Патриаршем Местоблюстителе Митрополите Мелхиседеке (Пхаладзе; † 1960). В Благовещенском соборе Харькова по приглашению владыки архиепископа Стефана совершал Божественную литургию митрополит Кутаисский (по другим данным – Батумо-Шемокмедский и Чкондидский) Ефрем (Сидамонидзе; † 1972), которого в 1960 году, воспев «мравалжамиер» («многая лета»), грузинский народ избрал 144-м Католикосом-Патриархом, Архиепископом Мцхетским и Тбилисским. Автору этих строк доводилось слышать от харьковских старожилов,что был знаком владыка Стефан и с недоучившимся в Тифлисской Духовной семинарии Иосифом Джугашвили, но правда это или легенда, раскроют, возможно, будущие исследования.

Со всей вероятностью можно предположить, что попечением Харьковского архиепископа Стефана, пользовавшегося, без преувеличения, глубоким уважением в среде епископата, приходского духовенства и мирян, были призваны к архипастырскому служению настоятель Свято-Казанского храма города Харькова протоиерей Алексий Шарапов ( † 1959) (впоследствии – епископ Полтавский и Кременчугский Серафим) и настоятель Свято-Благовещенского собора города Харькова архимандрит Андрей (Сухенко; † 1973) (впоследствии – архиепископ Омский и Тюменский), с 1933 года проходивший пастырское служение в Черниговской епархии и исполнявший послушание секретаря епископа Стефана (Протодиакон Александр Киреев. Архиепископ Андрей (в миру Евгений Александрович Сухенко) // Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. – М., 2002. – С.208). В июне 1958 года в Благовещенском кафедральном соборе Харькова архиепископ Стефан возглавил архиерейскую хиротонию епископа Полтавского и Кременчугского Алипия (Хотовицкого; † 1977) (с 1964 года – епископ Винницкий и Брацлавский, временно управляющий Хмельницкой епархией), который в апреле 1966 года был назначен архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом Украины, но, согласно прошения, оставлен на Винницкой кафедре (Архиепископ Онуфрий. История Харьковской епархии. – Х., 2009. – с.222).

Косвенным свидетельством авторитета харьковского владыки даже в то сложное богоборческое время и среди представителей высших учебных заведений Харькова, города, на протяжении многих лет хранящего репутацию столицы науки и образования, могут служить воспоминания митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка), принимавшего в 1945 году, как старший иподиакон епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского; † 1967), участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1945 года: «Помню, уже в вагоне, когда мы ехали из Киева в Москву, меня подозвал владыка Стефан, Харьковский митрополит, и спросил, не желаю ли я быть не только врачом душевным (имея в виду мое священство), но и врачом телесным. Он хотел устроить меня в Харьковский медицинский институт» (Шеметов Н. Митрополит Феодосий и его книга // Митрополит Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. – М., 2004. – С.631).

А время воистину было нелёгким, очень нелёгким… Притеснения верующих властями, равно как и закрытие храмов (особенно это относилось к сельским приходам), продолжались. В 1944 году в Харьковской епархии имелось 202 храма, к 1951 году их осталось 165 (Архиепископ Изюмский Онуфрий. История Харьковской епархии… – С.193,201). Что касается численности молящихся в 1950-е годы, то она, наоборот, продолжала расти. Бюро Харьковского областного комитета партии на одном из заседаний в сентябре 1953 года подчеркивало: требуется «усилени[е] борьбы с влиянием религии на массы». В 1954 году Харьковский областной совет профсоюзов на совещании по вопросу антирелигиозной пропаганды наметил ряд мероприятий по активизации антирелигиозной борьбы. Во Дворце железнодорожников в 1953-1954 годах лекторами-атеистами прочитано 204 лекции. В доме культуры «Металлист» завода имени Малышева профессором Зильберштейном был прочитан цикл лекций на антирелигиозные темы. Агитбригада дома культуры подготовила кощунственные сатирические концертные репертуары: «Свеча», «Богомолка», «Отпущение грехов» и другие (Протоиерей Михаил Скорик. История Харьковской епархии…). «Сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Святого Православия, – говорил о тех крайне непростых десятилетиях приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ( † 2008), – будут судить Бог и история» (Жилкина М. Святейший Патриарх Алексий II: биогр. очерк // Журнал Московской Патриархии. – 1999. – Спец. вып. – С.12).

12 февраля 1959 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан возведен в сан митрополита. В последние годы своей жизни владыка-митрополит много болел. На время его болезни епархией управлял епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков; † 1990) (впоследствии – митрополит Рижский и Латвийский).

6 ноября 1960 года, в четверг, в 4 часа 30 минут вечера после тяжелой и продолжительной болезни высокопреосвященный владыка Стефан отошёл ко Господу. 8 октября в Свято-Благовещенском кафедральном соборе епископ Леонид в сослужении городского и сельского духовенства совершил заупокойную Литургию. В своем слове перед отпеванием преосвященный просил паству не забывать Блаженнейшего владыку в своих молитвах, твердо памятуя, что и он, предстоя у Престола Господа Славы, не преминёт молиться за свою паству.

«Господом утверждаются стопы человека» (Пс.36,23) – говорит святой пророк псалмопевец. И в промыслительной воле Творца о судьбах мира и человека совершают ныне своё земное хождение пред Богом продолжатели рода митрополита Стефана (Проценко): в России и Молдове, Украине и Соединенных Штатах Америки.

Но и ныне, спустя полстолетия, и его потомки, и боголюбивые верующие чада Харьковской епархии могут повторить слова, произнесенные пятьдесят лет назад в момент прощания с митрополитом Харьковским и Богодуховским Стефаном: «Спи спокойно, ибо любовь, которую ты сумел снискать у твоей паствы, и сейчас соединяет нас с тобою» (Протоиерей Евгений Садовский. Высокопреосвященный Стефан, митрополит Харьковский и Богодуховский (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. – 1960. – №12. – С.19-21).

Протодиакон Максим Талалай, заведующий Церковно-историческим музеем Харьковской епархии.


Перейти до панелі інструментів