Преосвященний Віктор (Садковський), архієпископ Чернігівський (†1803)

(1741-1803)

Преосвященний Віктор (Садковський) архієпископ Чернігівський (†1803) Родился в 1741 году в семье священника.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий Конисский весьма известный впоследствии в западно-русской истории.

Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии (который стал епископом с 1755 г.), сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества, кафедральным наместником.

Принял монашество и рукоположен во иеромонаха.

В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии.

В 1775 году по рекомендации преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве.

В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром православия в оставшихся под Польшей Западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форм каждения, поминовения и др.

9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий Конисский, кадъютер Киевской митрополии.

Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосвященного Виктора было утверждено.

Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты.

Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя “благонравием”, “честным поведением” и “осторожностью”, а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством. Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели возвратиться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую семинарию.

Своими осторожными и целенаправленными действиями преосвященный Виктор вместе с Георгием Конисским и архимандритом. Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России.

Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении “вырезать всех поляков”.

Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти.

Обвинен был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд.

Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келии Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами и нередко под страхом смерти.

21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками.

После второго раздела Польши началось воссоединение с православием народа возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви.

13 апреля 1793 года преосвященный Виктор был назначен епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 чел. жителей.

12 апреля 1795 года преосвященный Виктор возведен в сан архиепископа. В этом же году им был восстановлен Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

13 мая 1796 года переведен в Чернигов.

С 1799 года стал именоваться “Малороссийским и Черниговским”.

Скончался после тяжелой болезни 11 ноября 1803 года.

Погребен в кафедральном Троицком соборе Ильинского монастыря в Чернигове, под полом в алтаре.

У историков сложилось два взгляда на преосвященного Виктора. Профессор Коялович считает его слабым, нерешительным, не понимавшим того великого дела, во главе которого он стоял, и не дорожившим этим делом.

В противоположность этому мнению другие считали его энергичным борцом, всегда полным новых планов, равным его наставнику и другу Георгию Конисскому.

Литература:

Рункевич С. Г., “История Минской архиеписк. “1793-1832”. СПБ, 1893, стр. 48-503.
Рунквич С. Г., “Краткий истор. Очерк Минской епархии”, Минск, 1893, стр. 15-44.
Едлинский священник “Подвижники и страдальцы за веру правосл. землю русскую”. СПБ, 1903, изд. 3, стр. 256-266.
Булкаов, стр. 1404, 1409, 1417.
Толстой Ю., N 150.
Денисов, стр. 378.
Строев П., стр. 10, 501, 511, 537, 544.
Петров Л. “Словарь”, стр. 53.
“Истор-стат. опис. Чернигов. епархии”, Чернигов, 1873, стр. 103, прим. и стр. 104.
“Историко-стат. опис. Смоленской епархии”, СПБ, 1864, стр. 94.
Списки архиереев, N 150.
Летопись Е. А., стр. 752-756.
“Православный собеседник”, 1909, февраль, стр. 207.
-“- -“- 1914, январь, стр. 64.
“Русский Паломник” 1893, N 28, стр. 438.
-“- -“- 1912, N 42, стр. 654.
“Исторический Вестник”, 1881, июль, стр. 526, 527.
-“- -“- 1893, октябрь, стр. 233 п/стр.
-“- -“- 1894, июль, стр. 143.
“Русская Старина”, 1871, арп., стр. 483.
“Русский Архив”, 1870, N 4 и 5, стр. 834, п/стр. 2.
Н. Д., стр. 26, 28, 67.
БЭЛ, т. III, стр. 471-475; т. X, стр. 618-619.
БЭС, т. I, стр. 505; т. II, стр. 1394, 1569, 2364.
РБС, т. II, стр. 142.

Православие.Ru


Перейти до панелі інструментів