Святитель Димитрій (Туптало), митрополит Ростовський (†1709)

Дні пам’яті: 21 вересня / 4 жовтня, 28 жовтня / 10 листопада (Знайдення мощів).

Святитель Димитрій (Туптало), митрополит Ростовський (†1709)

Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней святитель всегда вспоминал с нежностью. В их доме царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости, в Великую Пятницу, в три часа пополудни, то есть, по древнему исчислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного. В одиннадцать лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная Академия).

Постриг в Свято-Кирилловском монастыре

Ректором его тогда был выдающийся проповедник и богослов Иоанникий Голятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова.

Сразу же обнаружились его умственные способности, а также склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем видели будущего инока. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Обучение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Свято-Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен в монашество с именем Димитрий, а через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами, продолжая свое образование.

23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, он был посвящен в сан иеромонаха. Тогда началась проповедническая деятельность будущего святителя. Вначале он был проповедником при архиепископе Лазаре (Барановиче), которого он называл “великим столпом церковным”, а потом — служил в Вильне и Слуцке. По возвращении на Украину, ему пришлось быть игуменом в разных монастырях, потому что многие обители просили о назначении его к ним настоятелем. Дважды слагал он с себя должность, но люди, высоко ценившие его духовную настроенность и нравственные качества, в частности и святитель Феодосий Черниговский, заставляли его вновь принимать ее на себя.

Четьи-Минеи

В 1684 г., по благословению Митрополита Киевского Варлаама (Ясинского), св. Димитрий взялся за главный труд своей жизни — составление Четий-Миней, или Житий Святых. В течение 25 лет и сам наблюдал за печатанием составленных им жизнеописаний. 10 августа 1685 г. явилась ему во сне великомученица Варвара, которую он особенно почитал. Он просил ее умолить Господа о грехах его, но святая сказала: “Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски”. Но, видя его смущение, прибавила с улыбкой: “Не бойся!” — и произнесла утешительные слова, которые он, проснувшись, не мог вспомнить. Он объяснил ее упрек своим обычаем молиться редко и мало, как католики, а не постоянно, как православные.

10 ноября 1685 г. явился ему св. мученик Орест, память которого совершается в этот день и житие которого он только что написал, и сказал: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!” И, показав ему на левом боку большую рану, сказал: “Сие мне железом прожжено!” Потом, открыв правую руку, показал перерезанные жилы против правого локтя и сказал: “Сие мне перерезано!” Такую же рану показал и на левой руке, сказав: “И сие мне перерезано!” Потом, наклонясь, открыл ноги и, показав раны на сгибе колен, сказал: “Это мне косой пересечено! — и, выпрямившись, добавил: — Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал!” Св. Димитрий подумал, не из «пяточисленных» ли это св. Орест, но на мысль его св. мученик сказал: “Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал”. За ним стоял какой-то человек важного вида, показавшийся св. Димитрию тоже мучеником, но он ничего не говорил. Благовест к утрени прервал его видение. Записал он его через три года, но оно было так живо, как будто он его только что видел.

Возведение в митрополичий сан

Около 1689 г. св. Димитрий был в Москве по церковным делам и имел беседу с молодым царем Петром, который жил в то время в Троице-Сергиевой Лавре, а также с Патриархом Иоакимом. А в 1701 г. в Москве он становится митрополитом Сибирским и Тобольским. Не по душе было ему это назначение. У него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело он мог лишь там, где сосредотачивалось просвещение, а не в далекой Сибири. От волнения он даже заболел. Государь успокоил его и пообещал, что он получит ближайшую епархию, а уже в 1702 г. его назначают митрополитом Ростовским. По приезде туда ему было откровение, что здесь он окончит свои дни; место своего упокоения он избрал в Яковлевском монастыре: “Се покой мой, где вселюсь во век века”. В 1705 г. святитель закончил работу над Четьи-Минеями.

Много трудился святитель над устроением духовной жизни своей паствы. Нравы ее стояли крайне низко. Даже дети священников почти никогда не причащались. В своих окружных посланиях святитель поучает иереев, как достойно осуществлять свое служение. При своем доме он открыл училище для подготовки пастырей из детей духовенства и сам следил за их образованием и воспитанием. Против раскольников, которых в его епархии было много, он написал: “Розыск о Брынской вере”. В сочинении “Об образе и подобии Божием” — против мнения, что обрившие бороду лишатся спасения — он объясняет, что образ и подобие не во внешнем виде, а в человеческой душе. Это сочинение, по повелению государя, было напечатано трижды. Проповеди святителя отличаются простотой и живостью. Кроткий и мягкий в управлении, он своим жизненным примером учил окружающих молитве, посту, милостыне, сострадательности и милосердию.

Аскетизм святителя

Питался он лишь настолько, чтобы поддержать свои жизненные силы. На первой седмице Великого поста он принимал пищу один раз, а на Страстной — только в Великий Четверток. Он учил читать “Богородице Дево, радуйся…”, когда бьют часы. Глубоко осознавая свои недостатки, он ко всем проявлял одинаковую любовь. Он был сострадателен ко всем несчастным. К своим подчиненным относился сердечно и заботливо. О его щедрости и нестяжании говорить не приходится: он строго соблюдал иноческие обеты. Его глубоко чтила вся православная Русь, начиная с царской семьи.

За несколько дней до его кончины в Ростов должны были принести Толгскую икону Божией Матери, и поэтому ждали царицу Прасковью Феодоровну. Святитель сказал пророчески: “Се грядут в Ростов две Царицы: Царица небесная и земная, токмо я их уже видеть не сподоблюсь”. За три дня до кончины ему стало хуже.

26 октября, в день своего Ангела, он служил Литургию, но поучения уже говорить не мог. На другой день все же посетил монахиню Варсонофию (кормилицу царевича Алексея Петровича). Обратно шел с трудом. Затем послал за певчими и слушал, греясь у печки, как они пели составленные им песнопения: “Иисусе мой, Прелюбезный”, “Надежду мою в Бозе полагаю”, “Ты мой Бог, Ты мое радование” и другие. Когда они ушли, он удержал одного из них, Савву Яковлева, переписывавшего его сочинения, и стал рассказывать ему о своем детстве, о своей жизни, о том, как он молился Богу, и закончил словами: “И вы так же молитесь, дети!” Отпуская певчего, он благословил его и чуть не до земли ему поклонился. Певчий содрогнулся и сказал: “Мне ли, владыко, последнему рабу, ты так кланяешься?” Святитель кротко отвечал: “Благодарю тебя, чадо!” Певчий ушел в слезах. Тогда святитель заперся и наедине предался пламенной молитве. Так утром его и нашли — скончавшимся на коленях. Молитва, столь любимая им при жизни, сопровождала его к смерти. Это было 28 октября 1709 г. Святителю Димитрию было тогда 58 лет.

Тело его было облечено в погребальные одежды, приготовленные им самим. Гроб же был устлан, по его воле, черновиками святителя. Весть о его кончине быстро собрала толпу огорченного народа. Его тело было перенесено в собор в присутствии царицы Прасковьи Феодоровны, которая горько плакала о том, что не застала святителя в живых, отстояла две панихиды и только тогда вернулась в Москву. Затем приехал его друг, митрополит Стефан (Яворский), Местоблюститель Патриаршего Престола: оба святителя условились, что в случае кончины одного из них другой будет погребать усопшего.

Обретение нетленных мощей

Погребение состоялось 25 ноября. В своем надгробном слове, митрополит Стефан часто восклицал: “Свят, Димитрий, свят!” Затем тело почившего было перенесено, согласно его воле, в Яковлевский монастырь и погребено на указанном им месте. Многие из духовенства и горожан просили, чтобы его похоронили в соборе рядом с его предшественниками. Но митрополит Стефан ответил: “Высокопреосвященнейший Димитрий сам избрал себе место упокоения: как же я могу нарушить его волю?”

В 1752 г. во время ремонта монастырского собора были обретены мощи святителя Димитрия нетленными. Тогда же начались и исцеления. К лику святых святитель Димитрий Ростовский был причислен в 1757 г. и тогда же была составлена ему служба.

Празднование памяти трех святителей, Димитрия, Митрофана и Тихона, установлено в XIX в. после составления специальной службы, в связи с тем, что в городе Бежецке Тверской епархии в храме в честь Рождества Христова был придел во имя этих святителей.

Архимандрит Иларий (ШИШКОВСКИЙ), Елена ГОЛОВИНА.


Перейти до панелі інструментів