Святитель Філофей (Лещинський), митрополит Тобольський (†1727)
Дни памяти: 31 мая / 13 июня, в Соборе Брянских Святых
Святитель Филофей, потрудившийся во славу Божию на ниве Христовой в Сибири, родился в 1650 году в Черниговской губернии, в небогатой дворянской семье Лещинских.
Образование он получил в Киевской Духовной Академии (тогда Коллегии). По окончании Академии женился и был рукоположен в иерея. Но недолго длилось его семейное счастье, очень скоро он овдовел. Это горе резко изменило течение его жизни: он принял монашество. Пострижение вдового иерея Лещинского в монаха Филофея происходило в Киево-Печерской Лавре. Там же было положено начало его иноческим трудам.
С первых же шагов на новом поприще Филофей удивлял братию своим смирением и молитвенными подвигами. Дар этот он сочетал со своим природным качеством – распорядительностью. Вскоре Филофей был назначен на трудную по множеству забот должность эконома, а затем произведен в наместники зависимого тогда от Лавры Брянского Свенского монастыря. Однако здесь ему не пришлось надолго остаться. Подвижник прослужил в должности наместника Свенской обители с 1701 по 1702 годы.
В 1702 году для возглавления Сибирской и Тобольской Кафедры и проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр I приказал Киевскому Митрополиту подыскать из малороссийского монашествующего духовенства умного и благочестивого человека. Выбор пал на Филофея.
Рукополагал Филофея в сан Митрополита Сибирского и Тобольского Местоблюститель Патриаршего Престола Стефан Яворский, его соученик. При самом посвящении Филофей получил поручение стараться о распространении христианства между язычниками Сибири. Еще более требовали того же от Филофея его личная ревность и внутреннее призвание. Помощниками в его Святом деле стали взятые им из Киева ученые иноки и благочестивые молодые люди.
Огромная Епархия, где ему предстояло служить, охватывала территорию от Северного Ледовитого океана до Китая и от Уральских гор до Камчатки. По вступлении на Кафедру он немедленно созвал Собор сибирского духовенства для выяснения церковных нужд. На Соборе была подготовлена особая грамота, где были перечислены двадцать пять самых острых проблем Сибирской Церкви. В этой же челобитной, поданной императору Петру I 31 декабря 1702 года, впервые была выражена мысль о посылке в Китай особой миссии во главе с Архиереем.
Острый недостаток в духовенстве в Сибири Святителю приходилось восполнять рукоположением из крестьян, казаков и других сословий. Им была создана первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания. Содержалась она за счет Архиерейского дома, а учителями в ней были образованные киевские монахи.
Он исхлопотал для обеспечения сибирского духовенства отвод земельных угодий под пашню и сенокосы и установил с прихожан определенную ругу (жалованье хлебом).
При Святом Филофее увеличилось каменное церковное строительство. Выписанные из Киева художники, руководившие возведением новых храмов (которых за все время святительства Филофея было построено четыреста сорок восемь), удивили всю Сибирь сооружением в Тобольском Успенском соборе великолепного резного иконостаса. В 1704 году Святитель организовал первый в Сибири церковный хор из сосланных за незначительные нарушения казаков.
Стараниями Святителя были собраны первые сведения о буддийской вере на территории Епархии, а в 1705 году была снаряжена из Тобольска на отдаленнейшую Камчатку первая Духовная Миссия. Таким образом проникли первые лучи Православного просвещения в страну диких камчадалов. В 1711 году была основана Успенская Пустынь с первым камчатским храмом во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Другая миссия была направлена к сибирским монголам. В своем стремлении обратить к Святой вере самого калмыцкого кутухту (первосвященника), Святитель Филофей вызвал столь глубокое к себе уважение, что тот не усомнился называть Святителя “великим ламою” и “над ламами ламою”.
Святитель не оставил своего намерения послать духовную миссию в Китай. и после долгих увещеваний китайский император дозволил прибыть в Пекин русской миссии.
Успешно шло дело крещения инородцев. Ревность по Богу, стремление служить Истине влекли Святителя в самые дебри сибирской тайги. Строя вместо порушенных капищ Часовни и храмы и преподавая инородцам основы Христианской веры, Святитель оставлял им свою любовь. Стоило ему вернуться в те селения, где он уже побывал, как его встречали новообращенные: они бежали к нему как дети к отцу, падали на землю, целовали ему руки и ноги. Из детей новообращенных выбирал он способных мальчиков и посылал их в мужские монастыри и Архиерейский Тобольский дом, где их учили грамоте и Закону Божию, готовя к священному званию.
Митрополит Филофей обратил внимание также и на раскольников, которые еще со времени Патриарха Никона селились в Сибири во множестве. При Митрополите Филофее были случаи возвращения их в лоно Церкви целыми семьями и селениями.
Вскоре Святитель тяжело заболел и принужден был удалиться на покой в устроенный им в Тюмени Троицкий монастырь. На Сибирскую Кафедру был назначен Митрополит Иоанн (Максимович). Приняв схиму с именем Феодора, Митрополит Филофей собирался даже удалиться на место своего пострижения в Киев. Но Бог судил иначе.
В 1711 году новым губернатором Сибири был назначен князь Гагарин. К тому времени Святитель Филофей вполне поправился, и губернатор предложил ему самому ехать миссионером вниз по Иртышу.
Во второе свое путешествие Митрополит, теперь еще и схимонах Феодор, крестил многих остяков, которые не имея более предметов поклонения, а главное, убежденные в их безсилии, охотно принимали новую веру.
Известен случай, когда шаман одного из селений сам расположил своих соплеменников к вере в Бога. Еще весной, до приезда схимитрополита Феодора, он отказался от служения идолам и ворожбы, стал вслух читать русские молитвы, которые слышал от ранее крещеных остяков, а перед самым приездом Святителя предупредил всех, что близко время, когда все станут христианами. Пожелавшие креститься встречали Святого на берегу со словами: “Мы знаем, ты приехал нас крестить. Бог не велит нам противиться, исполни это!”.
Много помогали делу проповеди чудеса, происходившие иногда при Крещении. Так, крестили раз разслабленную девочку (в реку, для погружения, ее пришлось нести на руках). Во время Крещения она вдруг окрепла и, выйдя из воды, сама пошла домой и тут же принялась за тяжелую работу. Десятилетний мальчик, у которого сильно болела нога, во время Крещения вдруг выздоровел и побежал домой.
В 1715 году скончался восприемник Тобольской Кафедры Митрополит Иоанн, и Схимитрополиту Феодору вновь было вверено управление той же Епархией в прежнем звании.
Еще пять лет дал Господь потрудиться Святителю среди горячо любимой паствы. С прежним рвением занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, образованием молодого поколения – воспитанием своего, сибирского, священства. Но в 1720 году семидесятилетний Святитель почувствовал предел своим силам и попросился на покой. Одновременно с разрешением покинуть Кафедру Святитель получил от Петра I почетную грамоту как признание своих заслуг на ниве миссионерского служения. Всего за время своего служения Святитель обратил в Святую веру сорок тысяч язычников и магометан, построил около полутысячи храмов.
Уйдя на покой, он поселился в Тюменском Троицком монастыре и жил здесь уединенною простою жизнью. Летом любил ходить пешком за девять верст к Иоанновскому монастырю, где удил рыбу, зимой обучал грамоте детей инородцев.
31 мая 1727 года в созданной им обители, среди взысканных им детей, старец Схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.
По завещанию Святителя, исполненному кротости и смирения, тело его было погребено в монастыре против входа, “дабы, – как гласит завещание, – мимоходящие попирали прах ногами”. Память Святителя Филофея совершается также в Соборе Сибирских Святых.